Под дрессировкой собак подразумевается обучение животных определенным действиям или навыкам в области хозяйства, спорта, военного дела, цирка и некоторых других. Специально обученные собаки способны находить заблудившихся и отставших от стада животных, сторожить имущество хозяина, спасать утопающих, вести слепого, находить полезные ископаемые, отыскивать человека и его вещи по запаху. Нервная система и органы чувств у собак хорошо развиты, по этой причине они легко поддаются разносторонней дрессировке.
Большинство людей, приобретая щенка, представляют, что в будущем у них будет умная, дисциплинированная и хорошо обученная собака. При этом зачастую владельцы собак забывают, что очень многое зависит от них самих.
Если вы будете целеустремленно и настойчиво день за днем "создавать" своего будущего друга и защитника, то вы непременно достигните поставленной цели и станете владельцем хорошо воспитанной собаки. Если же вы все пустите на самотек, надеясь на то, что с возрастом щенок поумнеет, то в будущем по этому поводу у вас с вашим питомцем возникнет немало проблем. Потому что с возрастом щенки не умнеют. Просто в молодости собаки отличаются более высокой возбудимостью и потребностью в двигательной нагрузке, то есть непоседливостью. В период детства и юности все живые существа познают мир и те предметы, которые их окружают. Так и щенок, грызя и портя вещи, познает их. Но, взрослея, собака перестает познавать таким образом окружающие ее предметы, потребность в повышенных физических нагрузках отпадает, и она спит целый день в ожидании хозяина и прогулки. А нам кажется, что она поумнела.

Выращивая собаку, не занимаясь ее воспитанием и дрессировкой, следует учитывать, что со временем собака приобретает массу дурных привычек, от которых потом очень трудно избавиться. Начиная дрессировать своего питомца с раннего возраста, вы помогаете формированию правильных взаимоотношений владельца и собаки. Бывают такие случаи, когда недрессированная собака со временем становится более спокойной, перестает грызть мебель и другие предметы в квартире, но безосновательно начинает кидаться на прохожих на улице, а затем и на хозяев. Вот к чему может привести безответственное отношение к воспитанию собаки.
Прежде чем начинать обучение, вам следует изучить привычки и характер вашего животного. Потому что каждая собака является личностью со своими особенностями и требует специального подхода в обучении и дрессировке. Если у вас застенчивая или покорная собака, то не следует, дрессируя ее, применять жестких или запугивающих приемов. Чтобы достигнуть успеха с такой собакой вам потребуется нежная, но твердая настойчивость. Собака-экстраверт в течение обучения будет требовать постоянного внимания. Вы должны быть на шаг впереди такой собаки, потому что в противном случае она быстро обгонит вас в обучении. Вам предстоит пройти проверки на доминирование, настойчивость и упрямство, если ваша собака окажется доминирующей.
В дрессировке собак можно выделить несколько важных моментов:
- начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
- переходите к новой команде только при условии правильного и точного выполнения предыдущей;
- слова команд следует произносить четко и ясно, не добавляя ничего от себя (например, не следует говорить: "Кому говорю, ко мне!");
- будьте настойчивы и последовательны, добейтесь того, чтобы каждая ваша команда была выполнена собакой;
- занятия должны быть ежедневными и непродолжительными, чтобы не утомлять собаку монотонными упражнениями.
Метод дрессировки определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе соответствующую форму назначения.
Вообще выделяют 4 основных метода дрессировки собак:
- механический;
- вкусопоощрительный;
- контрастный;
- подражательный.
Используя механический метод, результат достигается посредством механического воздействия дрессировщика на собаку (легкое стискивание, подергивание поводка, удары прутиком). При помощи механического метода можно отработать многие команды и упражнения, но не все. Например, применяя этот метод, нельзя научить собаку различать предметы по запаху. Выбрав механический метод, дрессировщик должен избегать частых и болезненных действий и обращать внимание на индивидуальные особенности поведения собаки.
Вкусопоощрительный метод заключается в подкармливании собаки при правильном выполнении той или иной команды. Практика показывает, что этот метод является более эффективным и позволяет быстрее добиться результата. Кроме этого, усиливается привязанность собаки. Но, к сожалению, не все навыки вырабатываются этим методом, поэтому он часто применяется наряду с механическим.
Контрастный метод включает в себя элементы механического и вкусопоощрительного методов. Сначала при помощи механического метода добиваетесь от собаки выполнения нужной команды, а после надлежащего ее выполнения даете собаке лакомство. Контрастный метод наиболее часто применяется при дрессировке служебных собак.
В основе подражательного метода лежит врожденная способность собаки подражать другим собакам. Например, достаточно залаять одной собаке, как на ее лай начинают реагировать и другие. При помощи этого метода собак обучают преодолевать препятствия и лаять по команде. Подражательный метод нашел широкое применение при воспитании молодых щенков.
Практической основой дрессировки является техника дрессировки, то есть совокупность способов и приемов воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции. Способ дрессировки - это такое воздействие на животное, которое приводит к проявлению нужных дрессировщику действий или сохранению поз. Среди наиболее часто употребляемых способов дрессировки собак можно выделить следующие.

Способ наведения. Его суть заключается в том, что нужный дрессировщику результат достигается путем предложения животному следовать за кусочком пищи или рукой дрессировщика. Мы часто в повседневной жизни сталкиваемая с этим способом. Например, похлопываем рукой по бедру, желая чтобы собака подошла, или по дивану, приглашая собаку запрыгнуть на него.
Способ наталкивания. Он состоит в достижении воспроизведения собакой нужного действия при помощи направляющих воздействий рук, поводка, которые не приносят боли или неприятных ощущений животному.
Способ пассивной флексии. Суть его состоит в том, чтобы помочь животному сделать нужное движение или принять необхос уфожающей интонацией, после чего сильно дернуть за поводок. В самых крайних случаях, при отсутствии у собаки реакции на рывок, можно применять колючий ошейник.
С раннего возраста следует приучать щенков к команде "Ко мне!", так как именно этот навык делает собаку более дисциплинированной, если она вовремя подходит к хозяину на зов. Дрессировщик выносит правую руку на высоту плеча и резко опускает ее к бедру. При этом он произносит команду "Ко мне!" в сочетании с кличкой собаки и показывает лакомство. Собака должна подходить к дрессировщику быстро, охотно и безотказно. Если команда выполнена надлежащим образом, то животное поощряется лакомством и поглаживанием. Не следует произносить команду с угрожающей интонацией и наказывать собаку, которая уже подошла к дрессировщику.
Когда собака начинает подходить к дрессировщику по команде, ее начинают учить обходить дрессировщика и усаживаться с левой стороны. Для этого дрессировщик берет лакомство в правую руку и показывает его собаке. Как только она подходит, дрессировщик перекладывает лакомство за спиной из одной руки в другую. Затем он приподнимает руку вверх и слегка отодвигает назад, чем призывает собаку сесть. Можно также при этом произносить команду "Сидеть!". Если собака села, то ее поощряют кусочком пищи.
При выполнении большинства команд основным положением собаки является положение сидя. Животное надо учить садиться только после того, как оно научиться командам "Рядом!" и "Ко мне!". Для обучения команде "Сидеть!" дрессировщик быстро поднимает согнутую в локте правую руку в сторону на уровень плеч ладонью вперед, а затем опускает ее к бедру.
Для усвоения собакой данной команды можно использовать два метода: вкусопоощрительный и контрастный. При первом методе дрессировщик берет в правую руку лакомство, а левой рукой держит собаку на поводке на расстоянии приблизительно 30 см от ошейника. Затем дрессировщик становится справа от собаки, называет ее по кличке и произносит команду "Сидеть!", показывая при этом ей лакомство. После этого он медленно поднимает руку над головой собаки. Собака делает попытки достать лакомство, но так как поводок не позволяет ей подпрыгнуть вверх, то она поднимает голову и постепенно садится. После того, как собака села, ее надо похвалить и дать лакомство.
При контрастном методе дрессировщик держит собаку на коротком поводке. Затем он приказным тоном произносит команду "Сидеть!", нажимая при этом левой рукой на крестец собаки. Одновременно натягивает правой рукой поводок назад и вверх. За посадку собаке дают лакомство и хвалят ее.
Если собака усвоила команду "Сидеть!", то упражнение усложняют, то есть вырабатывают быструю и четкую реакцию на данную команду с выдержкой в этом положении от 0,5 до 1 минуты. Дрессировщик, держа собаку на длинном поводке, постепенно отходит от нее. Попытки собаки встать и следовать за ним пресекаются повтором команды с угрожающей интонацией, нажатием на поясницу и одновременным рывком поводка.
При отработке у собаки навыка лежать, дрессировщик выносит правую руку вперед ладонью вниз на уровень плеча, а затем резко опускает к бедру, произнося при этом команду "Лежать!".
В зависимости от индивидуальных особенностей собаки для обучения ее ложиться по команде можно выбрать один из следующих методов: поощряя лакомством, рывком поводка или нажимом на холку собаки. При первом методе дрессировщик усаживает собаку, сам нагибается к ней и выпрямляет правую руку с лакомством перед мордой животного и произносит команду "Лежать!". Затем дрессировщик постепенно опускает руку вниз и вытягивает ее вперед, тем самым заставляя собаку лечь. После того как собака легла, ее поощряют кусочком лакомства и поглаживанием.
При втором методе дрессировщик поворачивается к собаке, наклоняется и кладет левую руку на холку, а правой хватает передние лапы. Затем он произносит команду "Лежать!", при этом нажимает на холку и тянет лапы вперед, заставляя собаку лечь. После того как собака легла, ее нужно поощрить и желательно продержать в лежачем состоянии 10-15 секунд.
Используя третий метод, дрессировщик в правую руку берет поводок на расстоянии 15 см от ошейника собаки, а левую руку кладет на холку. Произнеся команду "Лежать!", он левой рукой нажимает на холку, а другой рукой одновременно тянет поводок вниз и немного вперед. Если собака ложится, то ее сразу же пбощряют.
При любом из этих методов, если собака пытается встать, дрессировщик должен произнести команду "Лежать!" с угрожающей интонацией и нажать на холку, чтобы заставить собаку лечь.
При обучении команде "Стоять!" дрессировщик подтягивает правой рукой поводок вперед и вверх, а левой поддерживает собаку под живот, ее стояние поощряется поглаживанием и дачей лакомства. Со временем собака сможет выполнять данную команду без помощи дрессировщика, а только по его жесту (произнеся команду "Стоять!", дрессировщик делает мах правой рукой немного согнутой в локте ладонью вверх от бедра вперед до уровня плеча).
Через некоторое время собаку приучают стоять на расстоянии от дрессировщика на длинном поводке. В случае если собака пытается сесть, следует повторить команду с более строгой интонацией, дернуть за поводок, чтобы вернуть ее в исходное положение.

Команда "Место"
Навык возвращаться на место по команде "Место!" делает собаку более дисциплинированной и пригодится вам в ежедневной работе с ней. Упражнения следует начинать с собакой, хорошо выполняющей команду "Лежать!". Дрессировщик, пристегнув длинный поводок, укладывает собаку и оставляет около нее знакомый ей предмет, обозначив таким образом ее место. Затем он отходит от собаки на несколько метров и подзывает ее командой "Ко мне!". Выполнение команды поощряет лакомством и поглаживанием. После этого дрессировщик приказным тоном произносит команду "Место!" и резко выпрямляет правую руку ладонью вниз на уровне талии. А левой рукой, слегка дергая за поводок, ведет собаку к оставленному предмету. По возвращении к оставленному предмету дрессировщик заставляет собаку лечь на то же самое место и после этого поощряет ее. Затем он удаляется на прежнее место и повторяет все, как прежде, только на этот раз собака должна сама идти на место без его сопровождения.
Команда "Фу!" необходима для того, чтобы вовремя пресечь нежелательные действия собаки или попытки их совершить. Как правило, эта команда произносится громко и с угрожающей интонацией. Желательно, чтобы команда "Фу!" была произнесена собаке, которая только начинает нежелательные действия.
Дрессировщик пристегивает к собаке короткий поводок и разрешает ей гулять. А сам наблюдает за ее поведением при приближении к наиболее раздражающему объекту. В качестве этого объекта могут выступать кости, птицы, другие животные. Как только собака кидается к раздражителю, дрессировщик с угрожающей интонацией произносит команду "Фу!", одновременно дергая за поводок. В большинстве случаев это останавливает собаку, но не во всех. Случается, что рывок поводка не дает желаемого результата, то есть не совсем останавливает собаку. Тогда используют колючий ошейник или хлыст.
Освоение собакой команды "Аппорт!" лучше всего происходит во время иф с маленьким щенком. Аппортировочная чурка (ее называют поноской) должна быть изготовлена из мягких пород дерева, таких как липа, клен, береза. Ее делают в виде гантели длиной от 30 до 35 см и диаметром 6-7 см. Посередине поноски следует сделать выемку, которую иногда обшивают кожей. Именно в этом месте собака хватает поноску.
Дрессировщик левой рукой держит собаку на коротком поводке, а правой рукой вертит перед ней поноску. Движущийся предмет вызывает возбуждение у собаки и желание его схватить. Тогда дрессировщик произносит команду "Аппорт!" и позволяет собаке схватить поноску. После этого животное следует похвалить и повторить команду "Аппорт!". Нужно проверить, чтобы собака крепко держала аппортировочный предмет в зубах и не роняла его. Для этого дрессировщик может легонько потянуть поноску на себя, чем заставит собаку еще сильнее сжать зубы. Через некоторое время произносится команда "Дай!" и предмет забирается из пасти собаки, а она поощряется лакомством.
После того как собака усвоит эти упражнения, переходят к более сложным. Дрессировщик, называя ее по кличке, дразнит аппортировочным предметом и кидает его от себя на расстояние 3 - 4 метров. Причем, бросая поноску, надо произносить команду "Аппорт!" и бежать вместе с собакой к брошенному предмету. Когда собака хватает этот предмет, дрессировщик должен повторить команду "Аппорт!" и похвалить ее. Затем следует подозвать животное к себе командой "Ко мне!" и произнести команду "Дай!", после чего собака должна отдать поноску. Сначала используют короткий поводок, затем длинный, а со временем обходятся и вовсе без него.
Если собака категорически отказывается брать аппортировочный предмет, то применяют принуждение. Дрессировщик должен пальцами левой руки нажать на нижнюю челюсть собаки, заставляя ее открыть пасть, а правой рукой в это же время осторожно вложить в открытую пасть поноску. Затем необходимо похвалить животное. «
С 6 - 8-месячного возраста можно начинать заниматься с собакой каким-нибудь спортом. В последние годы среди собаководов особым интересом пользуется аджилити. Это своеобразная игра, придуманная англичанами. Ее суть заключается в том, что собака вместе со своим владельцем должна преодолеть трассу с препятствиями за наименьшее время. Трасса должна состоять из препятствий, утвержденных Международной Кинологической Федерацией: барьер, качели, мягкий тоннель, виадук (стенка), забор (А-рама), шина (обруч), стол, слалом, прыжок в длину, бум, жесткий тоннель, прыжок через воду .Эти соревнования должны проходить в виде веселой игры, при этом не допускаются грозные окрики и наказания собак. Для того чтобы участвовать в подобных играх, вовсе не обязательно иметь породистого щенка - берут всех. Но различают, в зависимости от размера, две категории в соревнованиях: категория "Стандарт" - для собак выше 40 см в холке и категория "Мини" соответственно для тех собак, которые ниже 40 см в холке.
В настоящее время по аджилити могут быть организованы два типа соревнований: официальные, зарегистрированные Международной Кинологической Федерацией, и неофициальные.
Есть еще одна очень популярная спортивная игра с собакой, придуманная американцами, но на сегодняшний день уже известная по всему миру - флайбол. В этой игре задача состоит в том, чтобы по команде хозяина преодолеть трассу с четырьмя барьерами, подбежать к специальному устройству и нажать на педаль. После чего оттуда вылетит мячик, который собака должна поймать и с ним вернуться к хозяину. Причем все это надо проделать с учетом времени.
Часто хозяева играют со своими питомцами в прятки. Это очень хорошая игра, так как она приучает собаку быть начеку, постоянно наблюдать за тем, где в данный момент находится хозяин. Суть ее состоит в том, что хозяин прячется за какой-нибудь кустик или дерево. Затем, когда собака находится от него на некотором расстоянии, владелец должен позвать собаку по кличке и произнести команду "Ищи!". Когда собака отыщет своего хозяина, ее следует обязательно похвалить.
Можно также научить своего питомца показывать различные фокусы и трюки, но это потребует специальной подготовки дрессировщика и будет во многом зависеть от индивидуальной предрасположенности к этому вашей собаки. Например, Шарон Робинсон научила своего пуделя по кличке Чанда-Ли выполнять различные трюки, в том числе играть на пианино, писать и считать. К четырехлетнему возрасту Чанда-Ли имеет в своем репертуаре более чем 300 трюков.
В заключение еще раз хотелось бы отметить, что дрессировка необходима не только для служебных или охотничьих собак, но и для всех остальных. Дрессировка нужна вашей собаке, чтобы жить полноценной жизнью, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно и уверенно со своим воспитанником в любой ситуации.
|
Комментарии